Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Информация для потребителей / Грамотный потребитель /
 
Куда обращаться, когда течет канализация PDF Печать

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения по поводу некачественной услуги по вывозу жидких бытовых отходов. В связи с чем, разъясняем.

Согласно п. 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 (далее – Положение), Роспотребнадзор вправе пресекать факты нарушения законодательства, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований, лишь в установленной сфере деятельности, т.е. исключительно по вопросам, отнесенным к своей компетенции, и только в пределах полномочий, императивно установленных действующим законодательством.

В соответствии с п. 5.9 Положения Роспотребнадзор осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

В этой связи, применительно к сфере защиты прав потребителей полномочия Роспотребнадзора  сводятся к функциям по «государственному контролю за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (п. 5.1.2 Положения) и «контролю за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг» (п. 5.1.3 Положения), что, однако, в любом случае предполагает контроль и надзор за исполнением соответствующих обязательных требований законодательства Российской Федерации (п. 5.1 Положения).

В том же контексте реализуется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и полномочие, установленное п. 6.2 Положения, ставящее право давать юридическим и физическим лицам соответствующие разъяснения в зависимости от того, касается ли это вопросов, отнесенных к компетенции Роспотребнадзора.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, Управление Роспотребнадзора осуществляет контрольно-надзорные полномочия только в отношении федерального законодательства, тем более, что законодательство о защите прав потребителей как часть гражданского законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации (ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ), в то время как жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее – ЖК РФ).

С 25 июня 2013 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11  июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым было утверждено  Положение о государственном жилищном надзоре.

Пунктом 11 данного Положения определен предмет проверок, осуществляемых органами государственного жилищного надзора, в числе которых соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к:

содержанию общего имущества в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Под  государственным жилищным надзором понимается  «деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством».

Уполномоченным органом, осуществляющим жилищный надзор является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай,  адрес: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 182, тел. 6-43-09.

Применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Это также закреплено положениями п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Указанное означает, что имущественный спор о надлежащем исполнении обязательств по договору должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства.

Если требования не удовлетворяются добровольно, спор может быть разрешен только судом (статья 11 ГК РФ). В соответствии с п. 3 ст.17 Закона  при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Роспотребнадзор (его территориальные органы) до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителей.

В случае реализации права на судебную защиту потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении Управления Роспотребнадзора как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу в целях защиты прав потребителей (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).

При отказе суда в таком привлечении, что, среди прочего, может служить дополнительным основанием для отмены решения в случае его вынесения не в пользу потребителя, потребитель может до окончания рассмотрения дела по существу обратиться в Управление Роспотребнадзора с просьбой о вступлении в дело для дачи такого заключения.

По вопросам защиты прав потребителей и  соблюдения требований санитарного законодательства со специалистами Роспотребнадзора по Республике Алтай обращайтесь по тел: (38822)64384 по будням с 9-00 до 18-00.