Потребителям о порядке предъявления претензий в случае нарушения управляющей компанией правил содержания общего имущества в многоквартирном доме |
В Управление Роспотребнадзора по РА с регулярным постоянством поступают обращения граждан по вопросу ненадлежащего состояния жилых помещений. В жалобах граждане пишут о различных нарушениях со стороны управляющих компаний правил содержания общедомового имущества, например, отсутствие текущих ремонтов в подъездах, несвоевременная прочистка вентиляционных систем, которая приводит к застою воздуха и повышению влажности в квартирах, как следствие, появление грибка, плесени на стенах, и прочие нарушения микроклимата в жилых помещениях. В целях повышения правовой грамотности населения по вопросам взаимодействия с управляющими компаниями и надзорными органами разъясняем. Проведение обследований домов на соблюдение требований «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в компетенцию Роспотребнадзора не входит. Контроль соблюдения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляет Государственная жилищная инспекция Республики Алтай. Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается в соответствии с п.16 указанных правил– собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей или иной организацией, являющейся исполнителем услуги - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Содержание общего имущества обеспечивается за счет обязательных платежей. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя помимо осмотра общего имущества - текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества. Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п.14 Правил). В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу (услугу) качество которой определены требованиями закона. Потребитель, понесший убытки в результате ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию общего имущества дома, имеет право в соответствии со ст. 29. Закона о защите прав потребителей потребовать от исполнителя безвозмездного устранения недостатков выполнения работ (оказания услуг), возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами, а также компенсации морального вреда (ст. 15 Закона). В соответствии с п.2 ст. 13 Закона убытки, причиненные потребителю, возмещаются в полной сумме. На основании вышеизложенного, жителям многоквартирных домов, в случае ненадлежащего выполнения работ исполнителем, необходимо провести осмотр имущества с фиксацией результатов одним из вышеперечисленных способов, предъявить требования об изменении размера платы за содержание жилого помещения по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и в случае отказа в добровольном удовлетворении требований, воспользоваться правом на судебную защиту. При судебном разбирательстве специалисты Управления дают заключение по конкретному делу в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством. Кроме того, для обеспечения доказательной базы можно обратиться в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республики Алтай» или иную аккредитованную организацию для проведения обследования и санитарно-эпидемиологической экспертизы. Частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Ниже приводим памятку о порядке восстановления нарушенного права через суд:
Памятка Алгоритм обращения в суд с результатами экспертного заключения жилых зданий и помещений
1.Получение экспертногозаключения Условия проживания в жилых зданияхи помещениях, гигиенические требования к ним устанавливают санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданияхи помещениях». ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» проводит санитарно-эпидемиологическую экспертизу о соответствии жилых зданий и помещений требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативовна основании заявления от гражданина. По результатам исследований Вы получите экспертное заключение о соответствии (или не соответствии) жилого здания и помещения требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. 2. Обращение в суд с исковым заявлением После получения экспертного заключения Вам необходимо обратиться с исковым заявлением в суд. На основании ст.3 Гражданского кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Порядок составления и подачи такого искового заявления в суд определен в Гражданско-процессуальном кодексе РФ.Исковое заявление подается в суд в письменной форме В исковом заявлении должны быть указаны:
К исковому заявлению прилагаются:
В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющее значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца. Нужно узнать адрес суда, в который необходимо подать иск, а также режим его работы. Как правило, исковое заявление подается истцом лично (либо его представителем) секретарю, однако иск можно направить и по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении). Обратите внимание, что судья консультаций не дает. Поэтому в суд необходимо идти с готовым пакетом документов.
По вопросу можно получить консультацию по телефону 8(388-22) 6-42-41 Управления Роспотребнадзора по РА по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический,173 по телефону Консультационного центра8(388-22) 6-46-51 либо по адресу: г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 с 8-30 до 13-00 и с 14-00 до 17-37 Консультационные пункты с. Шебалино, ул. Советская, д. 11 тел. 8(38849) 21-2-67 с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42 тел. 8(38842) 22-0-91 с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а тел. 8(38840) 22-1-36 с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78 тел. 8 (38845) 21-2-58 с. Усть-Кокса,пер. Школьный, д. 6 тел. 8 (38848) 22-1-16 |