Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Защита прав потребителей / Пресс-релизы /
 
Товар оплатили, но не получили PDF Печать

 

В Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай поступают обращения потребителей о неисполнении продавцами условий письменного договора о сроке передачи (доставки) предварительно оплаченного товара.  В таких случаях потребителям следует знать.

1) При заключении договора купли-продажи (в частности мебели, пластиковых конструкций, иного крупногабаритного товара), который содержит условие о предварительной (авансовой) оплате товара, необходимо в первую очередь обратить внимание на срок передачи (поставки, доставки) такого товара.

Согласно ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Данное положение Закона представляется наиболее важным, поскольку от факта содержания в договоре купли-продажи условия о сроке передачи товара потребителю зависит выбор дальнейшей тактики защиты потребителем своих нарушенных прав. Условие о сроке передачи товара признается законом необходимым для данного вида договоров. В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ данное условие договора считается существенным, и в случае его отсутствия договор является незаключенным.

Однако, зачастую случаются ситуации, когда продавец по неизвестным причинам, не выполняет условие договора о передаче товара в срок.

В данном случае, вступает с силу ч. 2 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992, согласно которой, в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
- при этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

Указанные требования должны быть изложены потребителем обязательно в письменной форме, путем направления претензии, заявления, жалобы на имя руководителя предприятия, в котором был заключен договор купли-продажи. Первое и второе требования предъявляются отдельно, то есть потребителю необходимо сделать выбор, либо об установлении нового срока для передачи товара, либо о расторжении договора купли-продажи и возврата уплаченных денежных средств. Требование о возмещении убытков может быть предъявлено в обоих случаях.

Необходимо учесть, что указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Штрафные санкции для продавца.

Кроме предъявления указанных требований, в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара (0,5%).

Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

Требования о возмещении неустойки предъявляется потребителем также в письменной форме. Вопросы, связанные с возвратом денежных средств, взыскании неустойки (пени) а также с соответствующим возмещением вреда, носят имущественный характер, при их неудовлетворении в добровольном порядке спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").

В вышеуказанной ситуации, Управление Роспотребнадзора в целях осуществления возложенных на него обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, до принятия решения судом первой инстанции может в ступить в судебный процесс по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу.

Уважаемые потребители! Помните! Ваша сила в знании закона и умении отстаивать свои права. В случае возникновения затруднений, обращай    тесь в Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай. Специалисты службы готовы проконсультировать Вас по всем имеющимся вопросам в пределах компетенции службы в рабочие дни с 9-00 до 18-00  по тел: (38822) 64384.