Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай
Прием обращений граждан
/ Санитарный надзор / Пресс-релизы /
 
Результаты плановых проверок школ и детских садов региона свидетельствуют о недостаточном контроле руководителей учреждений и муниципалитетов за условиями обучения детей PDF Печать

Сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей. Поэтому обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия, которое напрямую связано с условиями обучения, и современными технологиями воспитания детей является одной из приоритетных задач специалистов Роспотребнадзора по Республике Алтай.

За   два месяца  2017 года в г.Горно-Алтайске и Майминском  районе   проверено   23 школ и детских дошкольных организаций. Несмотря на то, что о предстоящих проверках руководители учреждений знают задолго до их начала, каждая плановая проверка  заканчивается административным наказанием за допущенные грубые нарушения санитарных требований. Так, в ходе 23 проверок  выявлено более 140  грубейших нарушений санитарного законодательства, в среднем на один объект приходится  6-7 нарушений.

Наличие нарушений подтверждается результатами лабораторного контроля. Установлено, что в образовательных организациях  отсутствует должный контроль за качеством мытья и обработки оборудования и инвентаря  на пищеблоках   (в  дошкольных образовательных учреждениях в  детских садах  «Огонек» с. Кызыл-Озек, «Олененок» с. Майма).  В смывах с предметов окружающей среды обнаружены бактерии группы кишечной палочки.  При исследовании готовых блюд на микробиологические исследования несоответствие гигиеническому нормативу установлено в детском  саду «Огонек» с. Кызыл-Озек,  в готовом блюде (картофельное пюре) обнаружены бактерии группы кишечной палочки.

По проведенному лабораторному контролю условий обучения  учащихся в школах установлено, что  в городских школах:  «Вечерняя школа», «Корреккционная школа-интернат, «Гимназия №9» «Республиканский классический лицей», школа №1 уровни искусственного освещения не доведены до нормы  и составляют от 200 до 500 лк, что негативно отражается на здоровье детей и способствует быстрой утомляемости. Кроме того, в учреждениях не соблюдаются нормы температурного режима,  дети занимаются при температуре ниже нормируемой (д/с «Огонек» с. Кызыл-Озек», дошкольное отделение «Усть-Мунинская  СОШ»).  В  школе с.Сайдыс  учащиеся перед занятиями физкультурой переодеваются в классах в связи с тем, что в раздевалках температура воздуха составляет +130С,в душевых +140С. В начальной школе № 5 г.Горно-Алтайска относительная влажность воздуха превысила допустимые значения и составила 67,7 % при норме от 40 до 60%. Эквивалентная равновесная объемная активность радона (ЭРОАRn)  не соответствуют гигиеническому нормативу в помещениях начальной школы в с.Алферово, в школе с Подгорное и в школе № 8 столицы региона.

Кроме того,  не лучшим образом  выглядит  санитарно-техническое  состояние учреждений.  В ходе проверки школы № 8 г.Горно-Алтайска установлено, что не заменены  разбитые окна в кабинете географии,  в коридоре на 2-ом этаже, в помещении пищеблока не работает кран для мытья рук, в начальной школе  №5 покрытие пола  в классах  2-го этажа   имеет щели, трещины, в классах установлены раковины со сколами, дети  моют руки холодной водой, так как горячей воды нет В Коррекционной школе –интернат, находящейся в ведении министерства образования и науки региона санитарно -техническое оборудование  в туалете для мальчиков несправное, стулья сломаны, поверхность парт деформирована. В школе с.Сайдыс  в туалете для мальчиков  требует  замены дверь, имеется деформация покрытия (излом), стены в спортивном зале  загрязнены, местами имеется  деформация покрытия стен, в  кабинете химии  вытяжной шкаф в нерабочем состоянии, в д/с «Белочка» с.Манжерок»  медицинский кабинет   не обеспечен горячей и холодной водой, оборудование спортивной площадки  устарело, для защиты детей от солнца и осадков на территории групповой площадки установлен   лишь один теневой навес на 24 детей, зафиксировано обрушение кровли здания складского помещения  на территории игровой площадки.

Проверками установлено также, что образовательные учреждения  плохо  обеспечены  методическими материалами, спортивным оборудованием и инвентарем. В школе с.Сайдыс всего две пары лыж, 2 мяча,  не проводятся занятия по зимним видам спорта; для кабинета физики и химии не оборудованы лаборантские, нет реактивов  для проведения  практической работы по предмету «химия». В школе № 1 города Горно-Алтайска  кабинет технологии для мальчиков оборудован  устаревшим оборудованием, недостаточно рубанков (в наличии 4шт). В школе с.Усть-Муны вообще  нет мастерских для трудового обучения  мальчиков и девочек,  уроки проводятся по универсальной программе (поделки из бумаги и т.д). В медицинских кабинетах, спортивных залах средних общеобразовательных школ №4 и школе глухих, гимназии №9   хранились лекарства с истекшим сроком годности.

Особое внимание при проверках  отводится питанию детей в образовательных учреждениях. К сожалению, и здесь выявлены   грубейшие нарушения при организации пинания, в  основном причинами которых является халатное  отношение к работе персонала пищеблоков и ненадлежащий контроль со стороны руководителей учреждений.

В школе села  Карасук    на пищеблок принимали  продукты без  наличия документов, подтверждающих их качество и безопасность. В дошкольных учреждениях «Белочка» с.Манжерок», «Олененок», «Радуга» с.Майма»,  «Радуга» в Горно-Алтайске  питание для детей организовано с нарушением энергетической ценности и содержания основных пищевых веществ, технологические карты оформлены не по правилам.  Не контролируются  условия    мытья и хранения кухонной посуды, отсутствует должный контроль за  условиями хранения пищевых продуктов, допускаются к хранению продукты с видимыми включениями гнили.

Вышеперечисленные нарушения могут негативного повлиять на здоровье детей и привести к возникновению  инфекционных заболеваний.  За допущенные нарушения должностные лица и руководители учреждений  привлечены к административной ответственности, юридическим  лицам  выданы предписания на устранение выявленных нарушений, в управления образования направлены  представления. Между тем, одними административными мерами навести порядок в образовательных учреждениях невозможно.

По инициативе Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай в наступившем году  вопросы условий обучения, питания школьников РА рассмотрены на двух заседаниях штабов по предупреждению нарушений в образовательных учреждениях, в муниципалитеты направлены предложения о проведении работы на муниципальном уровне по усилению контроля за питанием и условиями обучения школьников. На заседании республиканской санитарно-противоэпидемической комиссии  в феврале также озвучены проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в  образовательных организациях с разработкой мер по предупреждению нарушений. Кроме того,  в еженедельном  режиме Роспотребнадзор информирует глав муниципалитетов  о выявленных нарушениях  и результатах лабораторных исследований в образовательных организациях региона для принятия своевременных мер по их устранению Между тем, нарушений в образовательных учреждениях региона не становится меньше, что свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны руководителей организаций образования, а также со стороны Министерства образования и науки.

Специалисты Роспотребнадзора по Республике Алтай призывают руководителей  образовательных организаций, глав муниципальных образований обратить самое пристальное внимание на условия обучения детей,  обеспечить надлежащий контроль за организацией питания в образовательных учреждениях. Помните, в ваших руках самое дорогое – здоровье детей, нашего будущего. Во многом именно от условий обучения зависит успешность освоения материала и уровень знаний детей.

Призываем  родителей,  как школьников, так и воспитанников детских  дошкольных учреждений  активней участвовать в решении вопросов улучшения условий питания и организации учебного процесса детей. Практика показывает, что при наличии родительского контроля  улучшить условия обучения и воспитания  удается гораздо быстрее и эффективнее.